Собственникам земельных участков, если до сих пор они не провели процедуру установления границ своих владений, пора об этом позаботиться. С 2017 года вступит в силу Единый государственный реестр недвижимости, в котором предусмотрено обязательное наличие сведений о местоположении границ земельных участков. А с 1 января 2018 года, если такая информация будет отсутствовать в ЕГРН, вводится ограничение на совершение любых сделок с земельными участками.

Конечно, свободное владение и пользование землей сохранится, но вот распорядиться своими участками без проведённой процедуры межевания границ собственники не смогут: им не удастся ни подарить, ни продать, ни обменять свою недвижимость. К тому же их наследники не смогут зарегистрировать права собственности на земельные участки, если сведения о местоположении их границ будут отсутствовать в государственном кадастре.

Для того чтобы избежать неприятных ситуаций, собственникам нужно озадачиться проведением кадастровых работ по межеванию земельных участков, предоставленных для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного и гаражного строительства.

Для начала гражданину необходимо проверить, что в Кадастровой палате, действительно, отсутствует информация об установлении границ его земельного участка. Выяснить это поможет запрос сведений, его можно сделать в офисах приема-выдачи документов Кадастровой палаты или МФЦ, а также с помощью электронного сервиса «Публичная кадастровая карта» на портале Росреестра. Если в документах-основаниях, в копии межевого плана или в описании земельного участка, нет сведений об установлении границ, то без дальнейшего проведения кадастровых работ по межеванию не обойтись.

Их поможет выполнить кадастровый инженер. При обращении к нему гражданин заключает с данным специалистом договор подряда на выполнение работ. После их проведения кадастровый инженер подготавливает межевой план в электронном виде и на бумажном носителе. Файл межевого плана на диске предоставляется в Кадастровую палату или в МФЦ, а бумажный документ остается у собственника.

Подать заявление  о кадастровом учете объекта недвижимости или об учете изменений характеристик (если участок ранее учтенный) вместе с подготовленным межевым планом может и сам владелец участка, и его представитель, имеющий нотариально заверенную доверенность. К примеру, тот же кадастровый инженер, если этот пункт был своевременно внесён в договор подряда. По итогам кадастровых процедур собственнику земельного участка выдается кадастровая выписка.

Необходимо отметить, что уже сегодня сроки проведения процедур в электронном виде выгодно отличаются от других. Если гражданин обратился в офисы приёма-выдачи документов Кадастровой палаты или МФЦ, то готовую кадастровую выписку он получит через 10 рабочих дней. А при запросе услуги на сайте Росреестра – не более 5 рабочих дней.