Межрайонная ИФНС России №6 по Новгородской области информирует налогоплательщиков об использовании Усиленной неквалифицированной подписи при направлении документов из сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» с 01.07.2015

 

 

 

Вопрос:

 

1 июля вступает в силу Федеральный закон от 04.11.2014 № 347-ФЗ, в соответствии с которым предусмотрена передача налогоплательщиками – физическими лицами в налоговый орган через личный кабинет налогоплательщика документов в электронной форме документов, подписанных усиленной неквалифицированной электронной подписью.

 

Реализован ли этот функционал в «личном кабинете»?

 

Ответ:

 

Да, с 1 июля 2015 года для налогоплательщиков – физических лиц реализована возможность бесплатно установить сертификат усиленной неквалифицированной подписи непосредственно из «Личного кабинета налогоплательщика для физических лиц». Сертификат может быть использован для подписания и направления в налоговые органы налоговой декларации по форме 3-НДФЛ и иных документов.

 

 Вопрос:

 

1 июля вступает в силу Федеральный закон от 04.11.2014 № 347-ФЗ, в соответствии с которым предусмотрена передача налогоплательщиками – физическими лицами в налоговый орган через личный кабинет налогоплательщика документов в электронной форме документов, подписанных усиленной неквалифицированной электронной подписью.

 

На какие категории налогоплательщиков он распространяется?

 

Ответ:

 

Только на налогоплательщиков – физических лиц, которые могут использовать усиленную неквалифицированную электронную подпись при направлении документов через «личный кабинет».

 

Указанное положение не распространяется на некоторые категории налогоплательщиков – физических лиц в части передачи в налоговые органы документов (информации), сведений, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

 

Это такие категории налогоплательщиков – физических лиц, как:

 

- индивидуальные предприниматели;

 

- нотариусы, занимающиеся частной практикой;

 

- адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты;

 

- другие лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

 

 Вопрос:

 

Являются ли документы, подписанные неквалифицированной электронной подписью и направленные через «Личный кабинет налогоплательщика» юридически значимыми? Если я приложил к декларации 3-НДФЛ документы в электронной форме, подписанные электронной подписью, нужно ли приносить в налоговый орган бумажный вариант?

 

Ответ:

 

Документы, подписанные электронной подписью – квалифицированной или неквалифицированной, являются юридически значимыми и равнозначны документам, представленным на бумажном носителе.

 

Если вы направили отсканированные и подписанные усиленной квалифицированной или усиленной неквалифицированной подписью подтверждающие документы в качестве приложений к декларации 3-НДФЛ, то дублировать на бумажном носителе в инспекцию не нужно. При этом обратите внимание, что в отдельных случаях при проведении камеральной проверки инспектор вправе затребовать оригинал документа – в этом случае инспектор свяжется с Вами.

 

 Вопрос

 

Что такое усиленная неквалифицированная подпись? Чем она отличается от усиленной квалифицированной?

 

Ответ:

 

Усиленная квалифицированная подпись выдается удостоверяющими центрами, аккредитованными Минкомсвязи России. Она может применяться при взаимодействии с различными органами исполнительной власти, а также с иными коммерческими организациями.

 

Усиленная неквалифицированная подпись выдается на бесплатной основе удостоверяющим центром ФНС России только в целях взаимодействия с налоговыми органами посредством сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц».

 

 Вопрос:

 

Как я могу получить сертификат ключа неквалифицированной электронной подписи?

 

Ответ:

 

Получение сертификата ключа проверки электронной подписи доступно пользователю по ссылке «Получение сертификата ключа проверки электронной подписи» в разделе «Профиль».

 

Пользователю предоставляется возможность выбора одного из двух вариантов электронной подписи: «ключ электронной подписи хранится на компьютере пользователя» или «ключ электронной подписи хранится в защищенном хранилище ФНС России». В обоих случаях сертификат ключа проверки электронной подписи будет полноценным инструментом для осуществления электронного документооборота через «личный кабинет».

 

 Вопрос:

 

Какие возможности предусмотрены для пользователя в «личном кабинете» при наличии неквалифицированной электронной подписи?

 

Ответ:

 

С 01.07.2015 налогоплательщики – физические лица могут использовать усиленную неквалифицированную электронную подпись при направлении в налоговый орган через «личный кабинет» налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ с приложениями, а также иных документов.

 

 Вопрос:

 

Можно ли использовать неквалифицированную электронную подпись в других сервисах, например, на портале ЕПГУ?

 

Ответ:

 

Ключ электронной подписи действителен только в рамках взаимодействия с налоговыми органами через сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» и не подлежит использованию в других информационных системах.

 

 Вопрос:

 

Можно ли скачать ключ электронной подписи из «личного кабинета», а затем с его помощью подписывать и направлять документы по ТКС через операторов электронного документооборота?

 

Ответ:

 

Нет, ключ электронной подписи действителен только в рамках взаимодействия с налоговыми органами через сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц».

 

 Вопрос:

 

У меня есть усиленная квалифицированная электронная подпись, выданная удостоверяющим центром. Нужно ли мне для работы с «личным кабинетом» получать усиленную неквалифицированную электронную подпись?

 

Ответ:

 

Нет, все документы, формирование и направление которых предусмотрено функционалом «личного кабинета» могут быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью, выданной одним из удостоверяющих центров Минкомсвязи. При желании Вы также можете установить также и усиленную неквалифицированную электронную подпись, однако объективная необходимость в этом отсутствует.

 

 Вопрос:

 

В «Личном кабинете налогоплательщика физического лица» предлагается два варианта ключа электронной подписи. Чем они отличаются?

 

Ответ:

 

В «Личном кабинете» предлагается два варианта установки неквалифицированной электронной подписи. В первом случае сертификат ключа будет храниться на вашем компьютере, во втором – в «облаке» в защищенном хранилище ФНС России. Вы можете выбрать предпочтительный для Вас вариант – оба предоставляют равные возможности с точки зрения дальнейшего ведения документооборота. При установке сертификата можно ознакомиться с системными требованиями, предъявляемыми каждым из решений.

 

 

Вопрос:

 

Сколько экземпляров сертификата ключа усиленной неквалифицированной электронной подписи может установить один пользователь «Личного кабинета»?

 

Ответ:

 

В «Личном кабинете» предлагается два варианта установки неквалифицированной электронной подписи. В первом случае сертификат ключа будет храниться на вашем компьютере, во втором – в «облаке» в защищенном хранилище ФНС России. В случае, если Вы выберите вариант хранения в «облаке», Вам будет изготовлен один сертификат, который будет доступен с любого устройства. При выборе хранения ключа на вашем компьютере будет выпущен один сертификат, который при необходимости можно будет перенести на другой компьютер в соответствии с инструкцией.

 

 Вопрос:

 

Сколько стоит сертификат ключа неквалифицированной электронной подписи?

 

Ответ:

 

Сертификат ключа неквалифицированной электронной подписи предоставляется на бесплатной основе.

 

 Вопрос:

 

Сертификат ключа усиленной неквалифицированной электронной подписи можно установить из «личного кабинета», при этом не требуется личной явки в удостоверяющий центр. Каким образом обеспечивается идентификация владельца подписи?

 

Ответ:

 

Сертификат ключа усиленной неквалифицированной электронной подписи выдается владельцу «личного кабинета» – при этом подключение к «личному кабинету» осуществляется в рамках личной явки в ИФНС России с документом, удостоверяющим личность, либо с помощью сертификата ключа усиленной квалифицированной электронной подписи. Таким образом, личность владельца реквизитов доступа к «личному кабинету» была подтверждена ранее. В дальнейшем обеспечение сохранности ключа электронной подписи находится в зоне ответственности пользователя.

 

 Вопрос:

 

Какие требования к рабочей станции, операционной системе предъявляются при установке сертификата ключа усиленной неквалифицированной электронной подписи?

 

Ответ:

 

В «Личном кабинете» предлагается два варианта установки неквалифицированной электронной подписи. В первом случае сертификат ключа будет храниться на вашем компьютере, во втором – в «облаке» в защищенном хранилище ФНС России.

 

В случае установки сертификата на Ваш компьютер вам потребуется стационарный компьютер или ноутбук (недоступно для планшетов или телефонов), операционная система Windows и наличие прав администратора. В случае хранения в хранилище ФНС России возможно использование любых устройств и операционных систем. Более подробная информация приведена в соответствующем разделе при установке ключа.

 

 Вопрос:

 

Я установил сертификат ключа усиленной неквалифицированной электронной подписи на свой компьютер. Теперь сертификат мне потребовался на другом компьютере.

 

Ответ:

 

Вы можете перенести сертификат на другой компьютер в соответствии с инструкцией, которая размещена по ссылке «Получение сертификата ключа проверки электронной подписи» в разделе «Профиль».

 

 Вопрос:

 

Я установил сертификат ключа неквалифицированной электронной подписи, но потерял пароль к нему. Каковы мои действия?

 

Ответ:

 

Необходимо сформировать новый сертификат подписи из раздела «Профиль» по ссылке «Получение сертификата ключа проверки электронной подписи».

 

 Вопрос:

 

На какой срок выдается сертификат подписи?

 

Ответ:

 

Сертификат ключа проверки электронной подписи выдается на 1 год, по истечении установленного срока сертификат будет аннулирован. Вам будет необходимо сформировать новый сертификат подписи.

 

Вопрос:
Что делать после окончания срока действия сертификата?

 

Ответ:

 

По истечении установленного срока действия сертификата ключа проверки электронной подписи его необходимо сформировать заново в своем «личном кабинете», так же, как и первоначально, из раздела «Профиль» по ссылке «Получение сертификата ключа проверки электронной подписи».

 

 Вопрос:

 

Зачем нужно задавать пароль для работы с сертификатом ключа проверки электронной подписи?

 

Ответ:

 

Для защиты ключа электронной подписи от несанкционированного использования.

 

Вопрос:

 

Мне не удалось установить сертификат ключа электронной подписи или подписать документ в «личном кабинете». К кому можно обратиться?

 

Ответ:

 

В данной ситуации, а также при наличии вопросов технического характера, необходимо обратиться в службу технической поддержки по ссылке, размещенной в нижней части экранной формы «личного кабинета» с подробным пошаговым описанием своих действий и по возможности приложить скриншоты, иллюстрирующие проблему (ошибку).

 

 Вопрос:

 

Могу ли я в «личном кабинете» одновременно получить ключ подписи для установки на локальном компьютере и подпись, хранимую в защищенном хранилище ФНС России?

 

Ответ:

 

Это возможно, однако не представляется целесообразным, так как оба варианта получения ключа подписи предоставляют равные возможности с точки зрения дальнейшего ведения юридически значимого документооборота. Пользователь самостоятельно выбирает предпочтительный для него вариант. Более подробная информация приведена в соответствующем разделе при установке ключа подписи.

 

 Вопрос:

 

В каком разделе сервиса «Личный кабинет» можно получить подпись?

 

Ответ:

 

Получение сертификата ключа проверки электронной подписи доступно пользователю по ссылке «Получение сертификата ключа проверки электронной подписи» в разделе «Профиль».

 

Пользователю предоставляется возможность выбора одного из двух вариантов электронной подписи: «ключ электронной подписи хранится на компьютере пользователя» или «ключ электронной подписи хранится в защищенном хранилище ФНС России». В обоих случаях сертификат ключа проверки электронной подписи будет полноценным инструментом для осуществления электронного документооборота через «личный кабинет».

 

 Вопрос:

 

Какие документы я смогу подписывать с помощью усиленной неквалифицированной электронной подписи для направления в налоговый орган через «личный кабинет»?

 

 Ответ:

 

В настоящее время реализована возможность подписания декларации о доходах по форме № 3-ндфл. В настоящее время осуществляется тестирование предоставления через «личный кабинет» ряда других документов, в том числе, заявлений на зачет и возврат денежных средств, заявлений о предоставлении льготы и т.д. О расширении функционала сервиса Вы сможете узнать из новостной ленты на официальном сайте ФНС России, а также непосредственно в «личном кабинете».

 

01.09.2015г.

 

Законодательно закреплена возможность использования «Личного кабинета» в налоговых правоотношениях.

С 1 июля 2015 года в Налоговом кодексе РФ официально закрепляется понятие «Личный кабинет налогоплательщика». Согласно п.1 ст.11.2 НК РФ им признается информационный ресурс, размещенный на официальном сайте ФНС России (www.nalog.ru).

«Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» - это универсальный Интернет – сервис. С его помощью можно проверить список объектов собственности налогоплательщика, уточнить льготы, оплатить налоги, не дожидаясь единого налогового уведомления (ЕНУ), сформировать декларацию по форме 3-НДФЛ, контролировать статус камеральной проверки декларации и многое другое.

Кроме того, с помощью Интернета-сервиса можно оплатить текущие налоговые платежи и за должности, а также контролировать состояние расчетов с бюджетом.

Отметим, что функциональные возможности « Личного кабинета» продолжают развиваться.

Управление Федеральной налоговой службы России по Новгородской области предлагает воспользоваться новым Интернет-сервисом «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» который позволит Вам получать актуальную информацию об объектах имущества и транспортных средствах, о суммах начисленных и уплаченных налоговых платежей, о задолженности по налогам перед бюджетом, контролировать состояние расчетов с бюджетом, получать и распечатывать налоговые уведомления и квитанции на уплату налоговых платежей, оплачивать налоги и задолженность в режиме онлайн через личные кабинеты подключенных к сервису кредитных организаций, обращаться в налоговые органы без личного визита в налоговую инспекцию.

Online-сервис«Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» расположен на первой странице списка Интернет - сервисов главной страницы Интернет-сайта УФНС России по Новгородской области www.r53.nalog.ru