Планируете выезд за рубеж – узнайте сумму задолженности по налогам!

Наступило долгожданное время летних отпусков. Покупая путевку в жаркое зарубежье, стоит проверить не только срок действия загранпаспорта и лицензию туроператора. Имеющиеся у отпускников долги перед бюджетом Российской Федерации могут привести к ограничению выезда за пределы страны.

Ограничение выезда принимается в отношении физических лиц, имеющих задолженность свыше 10 тысяч рублей и индивидуальных предпринимателей с долгом более 30 тысяч рублей.

Кроме того, при неуплате налога в установленный срок на сумму исчисленного налога ежедневно начисляются пени в размере 1/300 ставки рефинансирования. В случае судебного взыскания налоговой задолженности гражданам придется еще понести дополнительные расходы в виде судебных издержек (госпошлины) и исполнительского сбора, который независимо от взыскиваемой суммы налога составит не менее 1 тыс. рублей.

За 4 месяца 2017 года в отделы Службы судебных приставов налоговыми органами Новгородской области направлено 252 заявления о временном ограничении на выезд должников за пределы Российской Федерации на сумму более 9,4 млн. рублей.

Управление ФНС России по Новгородской области рекомендует заранее проверить наличие задолженности по налогам и при необходимости оплатить её.

Узнать сумму задолженности по земельному и транспортному налогам, налогу на имущество физических лиц, налогу на доходы физических лиц можно в любой налоговой инспекции или самостоятельно проконтролировать свои расчеты с бюджетом с помощью электронного сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц». Если налогоплательщик не зарегистрирован в Личном кабинете, то уплатить задолженность можно с помощью другого сервиса на сайте ФНС России - «Заплати налоги», который также позволяет сформировать платежные документы и произвести онлайн - оплату.

Кроме того, узнать о наличии налоговой задолженности можно на Едином портале государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru). Обращаем внимание, что срок прохождения оплаты – до 15 дней.

 

Информацию об установленных налоговых льготах

в конкретном муниципальном образовании можно получить воспользовавшись Интернет – сервисом ФНС России «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам»

 (https://www.nalog.ru/rn53/service/tax/).  

   Сервис позволяет оперативно информировать налогоплательщиков по вопросам применения налоговых ставок и льгот в отношении следующих налогов:

- налог на имущество физических лиц;

- налог на имущество организаций;

- земельный налог;

- транспортный налог.

 

Для получения информации о налоговых ставках и льготах в интересующем субъекте Российской Федерации достаточно выбрать вид налога, налоговый период и регион. Сервисом будет сформирован список нормативных правовых документов, принятых органами власти выбранного субъекта РФ и органами местного самоуправления выбранного субъекта РФ, по вопросам применения налоговых ставок и льгот.

С 15 июля 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

ЗАКОН ПРЕДУСМАТРИВАЕТ СЛЕДУЮЩЕЕ:

обязанность формирования в момент расчета кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме, с возможностью направления бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер или электронную почту покупателя;

формирование кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронном виде при осуществлении расчетов в сети «Интернет»;

возможность осуществления всех регистрационных действий с ККТ и иного юридически значимого документооборота по вопросам применения ККТ через личный кабинет на сайте ФНС России.

передачу данных о расчетах через операторов фискальных данных в адрес налоговых органов в онлайн-режиме;

ведение реестра ККТ и реестра фискальных накопителей на основании сведений, передаваемых их производителями.

 

Применение ККТ с функцией передачи информации потребует от организаций и индивидуальных предпринимателей заключения договора с оператором фискальных данных (ОФД), соответствующим установленным требованиям и получившим разрешение на обработку фискальных данных.

ПЕРЕХОДНЫЕ ПЕРИОДЫ

Закон предусматривает поэтапный переход на новый порядок:

ДО 01.02.2017:

Положения закона об обязательной передаче фискальных данных в налоговые органы через опера-тора фискальных данных применяются организациями и индивидуальными предпринимателями в добровольном порядке;

С 01.02.2017:

Не допускаются регистрация и перерегистрация ККТ, которая не обеспечивает передачу оператору фискальных данных каждого кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме (за исключением установленного законом случая) организациями и ИП применяющих ОСН/УСН;

С 01.07.2017:

Старый порядок регистрации прекращает свое действие. Вся применяемая ККТ находящаяся в пользовании организаций и ИП применяющих ОСН/УСН должна соответствовать новому порядку;

С 01.07.2018:

Полностью вступает в силу Федеральный за-кон № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Организации и ИП применяющие ЕНВД а также, ИП применяющие ПСН обязаны начать применять ККТ обеспечивающую передачу данных о продаже в ФНС через ОФД.

 

ПРИНЦИП РАБОТЫ НОВОЙ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ

Организации и индивидуальные предприниматели в момент расчета с покупателем составляют кассовый чек в электронной форме и направляют содержащиеся в нем фискальные данные в налоговые органы через оператора фискальных данных (ОФД).

Одновременно покупателю передается кассовый чек в электронной форме в установленном порядке. По требованию покупателя или при отсутствии у него возможности получения кассового чека в электронной форме продавец должен отпечатать чек на бумажном носителе. При этом предусмотрена возможность передачи кассового чека покупателю через ОФД.

 

 

В разделе «Новый порядок применения контрольно-кассовой техники» на сайте ФНС России www.nalog.ru

можно найти исчерпывающую информацию о порядке перехода на новую кассу, о том, как модернизировать или купить ККТ, заключить договор с оператором фискальных данных.

 КТО ОБЯЗАН ПРИМЕНЯТЬ ККТ

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов (установленные в общественных местах и автоматически выдающие товар после внесения денег: кофе, жвачки, шоколадные батончики и прочее). Платежные терминалы. С 1 июля 2018 года владельцы таких устройств обязаны оборудовать их новыми он- лайн-кассами.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие спецрежим по уплате ЕНВД, либо выдающие бланки стро- гой отчетности (т.е. организации и индивидуальные предприни матели оказывающие услуги населению: услуги пассажирских перевозок, почтовой и мобильной связи, жилищно- коммунальные услуги, продажа билетов на концерты и выставки, спортивные мероприятия, экскурсии и туристические путевки, парикмахерские, ателье и т.д.). С 1 июля 2018г. использование ККТ станет обязательным.

 

КТО ОСВОБОЖДЕН ОТ ПРИМЕНЕНИЯ ККТ

 Кредитные организации, использующие автоматические устройства для расчетов, находящихся в их собственности или пользовании, обеспечивающих возможность осуществления операций по выдаче и (или) приему наличных денежных средств, в т.ч. с использованием электронных средств платежа, и по передаче распоряжений кредитным организациям об осуществлении перевода денежных средств;

В устройствах для осуществления с участием уполномоченного лица организации или индивидуального предпринимателя операций по передаче с использованием электронных средств платежа распоряжений кредитной организации об осуществлении перевода денежных средств;

Организации и индивидуальные предприниматели оказывающие следующие услуги по продаже ценных бумаг;

 

- продажа газет и журналов, сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках (если доля продажи в товарообороте составляет не менее 50% товарооборота и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации);

- обеспечение питанием учащихся, розничная торговля на рынках (без помещений), ярмарки, выставочные комплексы, разносная торговля, торговля в киосках мороженым, безалкогольными напитками в розлив, живой рыбой, сезонная торговля в развал овощами;

- продажа проездных документов в городском общественном транс-порте, прием от населения стеклотары;

- ремонт и окраска обуви, изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей;

- присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалида-ми;

- реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов, вспашка огородов и распиловка дров;

- услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах;

- сдача индивидуальным предпринимателем в аренду (наем) жилых помещений (принадлежащих ИП на праве собственности);

- организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях

ТИПОВЫЕ ВОПРОСЫ

И ОТВЕТЫ НА НИХ

вы можете найти на официальном сайте ФНС России,   воспользовавшись Интернет – сервисом России «Часто задаваемые вопросы»

https://www.nalog.ru/rn77/service/kb/

Сервис содержит базу ответов на самые актуальные вопросы налогоплательщиков: о действующем налоговом законодательстве, о порядке взаимодействия с налоговыми органами федерального, регионального и местного уровней.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.09.2011 N 797 (ред. от 28.12.2016) "О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления» в подразделениях МФЦ Новгородской области организуется предоставление 15 государственных услуг ФНС России. Взаимодействие территориальных подразделений ГОАУ «МФЦ» и налоговых органов Новгородской области осуществляется на основании Соглашения о взаимодействии от 24.12.2015 №1-2-01/91 и Дополнительного соглашения от 27.12.2016 № 1-2-01/63.

ПЕРЕЧЕНЬ государственных услуг, предоставляемых ФНС в ГОАУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» («МФЦ»)

1 Государственная регистрация юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств
2 Предоставление заинтересованным лицам сведений, содержащихся в реестре дисквалифицированных лиц
3 Предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре налогоплательщиков (в части предоставления по запросам физических и юридических лиц выписок из указанного реестра, за исключением сведений, содержащих налоговую тайну)
4 Предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (в части предоставления по запросам физических и юридических лиц выписок из указанных реестров, за исключением выписок, содержащих сведения ограниченного доступа)
5 Бесплатное информирование (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц ( в части приема запроса и выдачи справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом ) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов)
6 Предоставление сведений, содержащихся в государственном адресном реестре
7 прием заявления на предоставление льготы по налогу на имущество физических лиц, земельному и транспортному налогам от физических лиц;
8 прием уведомления о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота по налогу на имущество физических лиц;
9 прием сообщений о наличии объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средствах, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, уплачиваемым физическими лицами
10 прием заявления к налоговому уведомлению об уточнении сведений об объектах, указанных в налоговом уведомлении
11 Прием запроса на предоставление справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам
12 Прием запроса на проведение совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам
13 Прием заявления от физических лиц на выдачу платежных документов на уплату (в том числе задолженности) транспортного налога, налога на имущество физических лиц и земельного налога
14 Прием заявления на использование Интернет – сервиса ФНС России «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц»
15 Прием заявления физического лица о постановке на учет

Одной из приоритетных и социально значимых задач Федеральной налоговой службы является совершенствование методов работы с налогоплательщиками, а также развитие интерактивных и информационных сервисов.

 

ФНС России обращает Ваше внимание на то, что на официальном сайте ФНС России активно функционируют 47 интерактивных сервисов, значительно упрощающих взаимодействие налогоплательщиков с налоговыми органами Российской Федерации.

Более подробную информацию о функционировании Интернет-сервисов ФНС России Вы можете узнать в разделе «Электронные сервисы» на региональной странице официального сайта ФНС России www.nalog.ru

Уважаемые налогоплательщики!

 

С 1 января 2017 года налоговые органы являются администраторами страховых взносов на обязательное социальное страхование за периоды
до 01.01.2017 и после 01.01.2017.

 

Внимание: При заполнении платежных поручений следует указывать:

      код главы администратора доходов «182» - Федеральная налоговая служба;

      «ИНН» и «КПП» получателя средств - значение «ИНН» и «КПП» соответствующего налогового органа, осуществляющего администрирование платежа

в поле 101 – значение статуса

  • по юридическим лицам, производящим выплаты физическим лицам, - «01»;
  • по индивидуальным предпринимателям - «09», «10», «11» и «12»; («09» -налогоплательщик (плательщик сборов)-индивидуальный предприниматель; - «10» -налогоплательщик (плательщик сборов)-нотариус, занимающийся частной практикой;- «11» - адвокат, учредивший адвокатский кабинет; - «12» - глава крестьянского (фермерского) хозяйства).
  • по физическим лицам – «13».

 

      в поле 104 в 14-17 знаках КБК следует указывать значения, установленные приказом Минфина России от 01.07.2013 №65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».

В целях правильного заполнения платежных поручений обращаем внимание, что Коды бюджетной классификации для учета страховых взносов уплаченных за периоды до 01.01.2017 и после 01.01.2017 отличаются только значениями 14-17 разрядов.

 

Направляем Вам таблицу соответствия по страховым взносам на обязательное социальное страхование и соответствующих им кодов подвидов доходов бюджетов на 2017 год, к применяемым в 2016 году (для информирования.rar)

 

О наличии в документах печати общества с ограниченной ответственностью и акционерного общества.

Во исполнение пункта 3 «дорожной карты» принят Федеральный закон от 6 апреля 2015 года № 82-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ», в соответствии с которыми отменена обязательность печати для акционерных общества и обществ с ограниченной ответственностью. При наличии у хозяйственного общества печати сведения об этом указываются в уставе общества.

 

Изменения по НДФЛ

С 1 января 2016 года

1.Работодатели должны ежеквартально отчитываться по НДФЛ- Для налоговых агентов по НДФЛ установлена новая форма налоговой отчетности - ежеквартальные расчеты по НДФЛ Ф.6-НДФЛ. (п. 2 ст. 230 НК РФ).

Установлена дополнительная обязанность налогового агента ежеквартально представлять в налоговый орган по месту учета расчет исчисленных и удержанных сумм НДФЛ.

Это совершенно новая для налогового агента форма отчетности, документ, отличающийся от хорошо известной справки по форме 2-НДФЛ тем, что, в отличие от нее, он будет содержать неперсонифицированную информацию.

Расчет сумм НДФЛ - это отдельный документ, содержащий обобщенную налоговым агентом информацию в целом по всем физическим лицам, получившим в отчетном периоде доходы от этого налогового агента (обособленного подразделения налогового агента), о суммах начисленных и выплаченных им доходов, предоставленных налоговых вычетах, об исчисленных и удержанных суммах налога, а также других данных, служащих основанием для исчисления налога. Расчет следует заполнять нарастающим итогом. Форма, формат и порядок представления расчета установлена Приказом ФНС России от 14.10.2015г. №ММВ-7-11/450@ «Об утверждении формы расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ)

Сроки представления расчетов по НДФЛ - за первый квартал, полугодие, девять месяцев - не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом.

Так, за первый квартал нужно будет отчитаться не позднее 30 апреля, за полугодие - не позднее 31 июля, за 9 месяцев нужно будет отчитаться не позднее 31 октября соответственно.

Таким образом, несмотря на то что гл. 23 НК РФ отчетные периоды вообще не предусмотрены, для целей сдачи расчета они фактически устанавливаются равными кварталу, полугодию, девяти месяцам.

Направлять в налоговые органы данный расчет должны будут все налоговые агенты, в том числе и лица, признаваемые налоговыми агентами при осуществлении операций с ценными бумагами (ст. 226.1 НК РФ).

Квартальные расчеты и отчетность по каждому физическому лицу по итогам налогового периода нужно будет представлять в ИФНС по месту учета налогового агента. При этом Федеральным законом N 113-ФЗ установлено, что:

- российские организации, имеющие обособленные подразделения, должны будут представлять отчетные документы в инспекцию по месту нахождения обособленных подразделений;

- крупнейшие налогоплательщики будут представлять отчетность в инспекцию по месту учета либо в инспекцию по месту учета по соответствующему обособленному подразделению (отдельно по каждому);

- индивидуальные предприниматели, которые состоят на учете по месту осуществления деятельности в связи с применением ЕНВД и (или) патентной системы, будут представлять отчетность в отношении своих работников в инспекцию по месту своего учета в связи с осуществлением указанной деятельности.

Квартальные отчеты (в отличие от справок по форме 2-НДФЛ) будут подлежать камеральной налоговой проверке. В силу п. 3 ст. 88 НК РФ налоговый орган, выявивший в ходе проверки ошибки в расчете, вправе потребовать у налогового агента представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. По итогам проверки налоговый орган будет вправе привлечь налогового агента к ответственности по ст. 123 НК РФ.

Таким образом, смысл введения указанной отчетности состоит в том, чтобы предоставить возможность налоговым органам своевременно контролировать правильность исчисления, удержания и перечисления НДФЛ налоговым агентом в бюджет и при необходимости оперативно привлекать нарушителей к ответственности.

В настоящее время налоговые агенты отчитываются по НДФЛ только по итогам налогового периода, т.е. календарного года. Отчетность сдается ими в виде справок по форме 2-НДФЛ на каждое физическое лицо. Указанные справки представляются не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Указанная отчетность сохранится и в следующем году, поэтому налоговым агентам помимо "новой" ежеквартальной обобщенной отчетности по-прежнему нужно будет не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, представлять отчетность по каждому получившему от них доходы физическому лицу по итогам налогового периода. Таким образом, начиная с 01.01.2016 налоговые агенты будут обязаны представлять отчетность как по итогам каждого квартала (полугодия, девяти месяцев и года) в целом по всем физическим лицам, так и по итогам года отдельно на каждое физическое лицо.

Изменения предусмотрены Федеральным законом от 02.05.2015 N 113-ФЗ

2.Непредставление в срок расчета по НДФЛ влечет приостановление операций по счетам налогового агента (п. 3.2 ст. 76 НК РФ).

С 01.01.2016 обязанность налоговых агентов по своевременному представлению квартальной отчетности по НДФЛ ф.6-НДФЛ будет обеспечиваться так называемой "карательной" мерой: если налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока не получит от налогового агента расчет сумм НДФЛ, то руководитель (заместитель руководителя) этого налогового органа может принять решение о приостановлении операций налогового агента по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств. Операции могут быть приостановлены по всем счетам налогового агента и на всю сумму денежных средств на этих счетах.

Решение о приостановлении операций по счетам отменяется не позднее одного дня, следующего за днем представления налоговым агентом расчета сумм НДФЛ.

В настоящее время у налоговых органов подобные полномочия отсутствуют.

(Норма вступает в силу с 01.01.2016.)

3. Установлен новый вид налоговой ответственности для налогового агента - за непредставление расчета в установленный срок (п. 1.2 ст. 126 НК РФ).

С 01.01.2016 непредставление расчета ф.6-НДФЛ по истечении установленного срока будет являться основанием для привлечения налогового агента к ответственности - штраф в размере 1000 руб. за каждый полный и неполный месяц просрочки со дня, установленного для его представления.

Таким образом, чем дольше не будет представляться расчет, тем больше будет штраф. Например, просрочка представления расчета на один день повлечет штраф 1000 руб., просрочка представления расчета на один месяц и один день - 2000 руб. и т.д.

Сейчас за просрочку представления справок 2-НДФЛ агенту грозит налоговая ответственность в виде штрафа 200 руб. за каждую справку (п. 1 ст. 126 НК РФ).

4.Удержанный НДФЛ должен быть перечислен не позднее даты, следующей за днем выплаты дохода

Это общее правило установлено в п. 6 ст. 226 НК РФ (в новой редакции). Исключение касается отпускных и пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком). Удержанный с них НДФЛ нужно перечислять в бюджет не позднее последнего дня месяца, в котором они выплачены.

Сейчас дата перечисления НДФЛ в бюджет зависит, например, от дня получения налоговым агентом средств в банке, перевода с его счета на счет физлица либо фактического получения физлицом дохода. Вопрос о том, в какой момент должен быть перечислен НДФЛ, удержанный с отпускных, является спорным. Компетентные органы и суды (в том числе Президиум ВАС РФ) сходятся во мнении, что в данном случае налог перечисляется не позднее дня фактического получения в банке денег для выплаты дохода (даты перечисления средств на счет налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц).

5.Работодатель предоставляет социальные вычеты на лечение и обучение по заявлению сотрудника

Кроме письменного заявления сотрудник должен подать работодателю подтверждение права на получение социальных вычетов, выданное инспекцией. Вычеты на лечение и обучение налоговый агент предоставляет начиная с месяца обращения работника (п. 2 ст. 219 НК РФ в новой редакции).

6.Срок для сообщения налоговым агентом в инспекцию о невозможности удержать НДФЛ увеличится

Информацию с указанием сумм дохода, с которого не удержан налог, и размера неудержанного НДФЛ необходимо представлять не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 226 НК РФ в новой редакции). Сейчас эти сведения нужно подать в течение месяца после окончания года.

7.Отчетность по НДФЛ можно подать на бумажном носителе, если доход получили менее 25 физлиц

По общему правилу налоговый агент обязан представлять расчет исчисленных и удержанных сумм НДФЛ и сведения о доходах физлиц в электронной форме (абз. 7 п. 2 ст. 230 НК РФ). Сейчас для подачи формы 2-НДФЛ на бумажном носителе действует лимит по числу физлиц, получивших доход за год, - до 10 человек.

8.При выходе участника из общества облагаемый НДФЛ доход можно уменьшить на сумму расходов

Затраты, связанные с приобретением имущественных прав, также учитываются, когда уменьшается номинальная стоимость доли в уставном капитале или участнику при ликвидации общества передается имущество (пп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ в новой редакции). Сейчас вопрос об учете расходов в таких случаях является спорным.

9.НДФЛ не уплачивается, если до продажи недвижимость была в собственности не менее пяти лет

Для освобождения от НДФЛ минимальный срок владения недвижимостью может составлять не пять лет, а три года (ст. 217.1 НК РФ). Это правомерно, например, при продаже квартиры, которая получена в дар от члена семьи, по наследству или в порядке приватизации.

Для случая, когда доход от продажи недвижимости меньше 70% кадастровой стоимости объекта, определенной по состоянию на 1 января года, в котором зарегистрирован переход права собственности, предусмотрены особенности. В такой ситуации доходом, облагаемым НДФЛ, признается 70% кадастровой стоимости объекта недвижимости на указанную дату.

Следует отметить, что субъекты РФ своими законами могут уменьшить установленный Налоговым кодексом РФ пятилетний срок владения недвижимостью. Также они вправе снижать процентную величину кадастровой стоимости объекта, с которой сравнивается полученный продавцом доход в целях обложения НДФЛ.

Положения ст. 217.1 НК РФ будут применяться в отношении объектов недвижимости, приобретенных в собственность после 1 января 2016 года. Как и действующие, новые правила не будут распространяться на недвижимость, которая непосредственно использовалась в предпринимательской деятельности.

Напомним, сейчас для того, чтобы доходы физлица - налогового резидента РФ от продажи недвижимости не облагались НДФЛ, минимальный срок нахождения объекта в собственности составляет три года. При этом неважно, каким образом данный объект получен.

 

Новый порядок расчета налога на имущество физических лиц

 Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ Налоговый кодекс РФ дополнен главой 32 "Налог на имущество физических лиц".

С 1 января 2015 года налог на имущество физических лиц рассчитывается исходя из кадастровой стоимости в 28 субъектах РФ (в том числе в Новгородской области), принявших соответствующие законы.

Квитанции с суммой налога, рассчитанной по новым правилам, новгородцы получат только в 2016 году. Однако о готовящихся изменениях полезно знать уже сейчас.

 

Вопрос: Каким образом изменится сумма налога на имущество физических лиц?

Ответ: Сумма налога на имущество будет определена налоговыми органами в 2016 году за налоговый период 2015 года. Налог на имущество физических лиц с 01.01.2015 предусматривает 2 варианта налоговой базы: инвентаризационная или кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества.

Областным законом от 23.10.2014 N 636-ОЗ с 01.01.2015 на территории Новгородской области введен порядок определения налоговой базы для исчисления налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Ставки при расчете налога по кадастровой стоимости установлены в размерах, не превышающих 0,1 %, 0,5 %, 2 %, в зависимости от вида имущества (ст. 406 Налогового кодекса РФ).

Муниципалитеты получили право снижать ставку налога 0,1 % до нуля или повышать ее до 0,3 %.

При переходе на новый порядок исчисления налога исходя из кадастровой стоимости Налоговым кодексом РФ предусмотрены следующие вычеты (уменьшение налоговой базы) в отношении жилых объектов: квартиры - не менее 20 кв. м, комнаты - не менее 10 кв. м, жилые дома - не менее 50 кв. м, единый недвижимый комплекс - один миллион рублей.

Муниципалитетам дано право увеличивать вычеты и устанавливать иные льготы.

Для введения налога предусмотрен "переходный" период. В первый год (по итогам 2015 года) коэффициент плавного увеличения нагрузки составит 0,2, во второй год - 0,4, в третий - 0,6, в четвертый - 0,8, и только по итогам 2019 года нужно будет платить всю сумму налога на имущество полностью.

С 2015 года Федеральным законом от 02.12.2013 N 334-ФЗ установлен единый срок уплаты имущественных налогов (земельного, транспортного и налога на имущество физических лиц) - 1 октября.

Рассчитать ориентировочную сумму налога исходя из кадастровой стоимости объекта можно с помощью сервиса "Предварительный расчет налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости" на официальном сайте ФНС России.

 

Вопрос: Что является объектом налогообложения налогом на имущество физических лиц с 01.01.2015?

Ответ: Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москва, Санкт-Петербург или Севастополь) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машиноместо; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение. При этом жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам.

 

Вопрос: Какие категории налогоплательщиков вправе не уплачивать налог на имущество физических лиц с 01.01.2015?

Ответ: Сохраняются все льготы для налогоплательщиков - физических лиц, предусмотренные действующим до 01.01.2015 законодательством.

Льготы по налогу на имущество предусмотрены для 15 категорий льготников: Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней, инвалиды 1-й и 2-й групп, инвалиды с детства, пенсионеры, участники ВОВ, ветераны боевых действий и др.

Следует учитывать, что согласно ранее действующему законодательству, определенные категории физических лиц полностью освобождались от уплаты налога. В соответствии с нормами главы 32 Налогового кодекса РФ налоговая льгота предоставляется только в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот (т.е. одна квартира или комната, один жилой дом, одно хозяйственное строение или сооружение для личного подсобного хозяйства, один гараж или машиноместо).

Налоговая льгота не предоставляется в отношении объектов налогообложения, указанных в пп. 2 п. 2 ст. 406 Налогового кодекса РФ:

объектов налогообложения, включенных в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость;

в отношении вновь образованных объектов, включенных в перечень (абз. 2 п. 10 ст. 378.2 Кодекса);

в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн. рублей.

 

Вопрос: Каким образом необходимо уведомить налоговую инспекцию о выборе объекта налогообложения, по которому предоставляется льгота по налогу на имущество физических лиц?

Ответ: Предоставление льгот носит заявительный характер. Уведомление о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанных объектов применяется налоговая льгота. При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на налоговую льготу, уведомления о выбранном объекте налогообложения налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога.

Форма уведомления о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота по налогу на имущество физических лиц, утверждена Приказом ФНС России от 13.07.2015 N ММВ-7-11/280@.

 

Вопрос: Где можно узнать кадастровую стоимость объекта налогообложения налогом на имущество физических лиц?

Ответ: Сведения о кадастровой стоимости недвижимого имущества содержит государственный кадастр недвижимости. Получить информацию о кадастровой стоимости объекта недвижимости можно на официальном сайте Росреестра (www.rosreestr.ru) в разделе "Электронные услуги и сервисы" с помощью сервиса "Справочная информация по объектам недвижимости в режиме онлайн". По кадастровому номеру, условному номеру или по адресу объекта недвижимости можно получить справочную информацию об объекте недвижимости, в том числе сведения о его кадастровой стоимости.

Также владелец недвижимости можете получить официальный документ о кадастровой стоимости объекта, подав запрос в управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области или в многофункциональный центр государственных услуг.

 

Сумму налога на имущество физических лиц, подлежащую уплате

в 2016 году, можно узнать уже сейчас

 

С 1 января 2015 г. в ряде регионов РФ действует новый порядок исчисления налога на имущество физических лиц - исходя из кадастровой стоимости (п. 1 ст. 402, п. 1 ст. 403 Налогового кодекса РФ).

Областным законом от 23.10.2014 N 636-ОЗ с 01.01.2015 на территории Новгородской области введен порядок определения налоговой базы для исчисления налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. Квитанции с суммой налога, рассчитанной по новым правилам, новгородцы получат в 2016 году.

На главной странице сайта ФНС России размещен раздел "Налог на имущество физических лиц 2016". В частности, этот раздел сайта содержит информацию о том, где и как можно получить сведения о кадастровой стоимости конкретного объекта недвижимости, о размерах налоговых ставок и льгот, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Предполагаемую сумму налога за 2015 год можно самостоятельно рассчитать, используя сервис "Предварительный расчет налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости". Для этого необходимо ввести кадастровый номер объекта недвижимости, уточнить его можно на сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, во вкладке "Сервисы"/"Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online". При вводе кадастрового номера значения показателей "площадь объекта" (в кв. м) и "кадастровая стоимость" проставляются автоматически.

Затем следует выбрать вид объекта недвижимости (квартира, дом, комната); размер доли в праве; период владения (мес.), после чего можно приступить к расчету налога на имущество физических лиц за 2015 год. При расчете требуется указать размер налогового вычета, ставку налога и наличие льготы. Уточнить данную информацию можно в сервисе сайта Налоговой службы "Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам".

В итоге сервис "Предварительный расчет налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости" выдает сумму налога на имущество к уплате за 2015 год.

 

Есть недвижимость - сообщите

 

До конца 2016 года налогоплательщики должны известить налоговый орган об имуществе, на которое они не получили налоговое уведомление. Сообщение подается по утвержденной форме.

В соответствии с действующим налоговым законодательством физические лица, не являющиеся предпринимателями, уплачивают транспортный и земельный налог, а также налог на имущество на основании направленных им уведомлений. Однако на практике нередко возникают ситуации, когда в налоговый орган своевременно не поступает информация о приобретении гражданами в собственность транспортных средств или объектов недвижимости. В связи с этим налоговые уведомления не направляются и налоги не уплачиваются.

В этом году налоговое законодательство изменилось. В случае если за весь период владения упомянутой недвижимостью или транспортным средством налогоплательщик не получил уведомлений и не платил налоги, он обязан сообщить в инспекцию об объект